Ваш малыш родился.
Впервые оказавшись на свету, малыш постепенно пытается воспользоваться свои зрением. В первые дни, пока мама отдыхает, врач-педиатр осматривает ребенка, проверяя в том числе и реакцию зрачка на свет – световой рефлекс. При отсутствии света зрачок расширяется, чтобы позволить большому количеству света поступить в глаз, в присутствии света зрачок сужается.
Состояние этого рефлекса предоставляет нам маленькое, но важное окно, через которое мы можем видеть, в некоторой степени, функционирует мозг нормально или нет. Прежде, чем начать занятия по развитию зрения, вам нужно оценить световой рефлекс малыша.
Но для того, чтобы произвести оценку, нужно знать стандарт для сравнения: на что похож нормальный рефлекс.
Пусть папа потренируется на маме, а мама на папе. Вам понадобится фонарик и темная комната. Подождите приблизительно минуту, чтобы зрение привыкло к темноте. Затем осторожно закройте левый глаз и, держа фонарик на расстоянии 15-20 см от правого глаза, включите его и кратковременно посветите в глаз вашему напарнику. Вы увидите, что зрачок немедленно сузится, когда вы направите свет в глаз. Сужение должно быть немедленным, и зрачок должен сузится до величины небольшой точки. Это нормальная реакция.
Теперь подождите 10 секунд. Осторожно закройте правый глаз и повторите процесс с левым глазом. Вы должны увидеть такую же реакцию. Если реакция левого глаза окажется хуже, чем правого, это может быть из-за того, что вы недостаточно долго ждали между стимулированием глаз.
Даже несмотря на то, что вы закрыли левый глаз во время стимулирования правого, у него все еще будет ответная реакция. От почему вы должны подождать между стимулированиями. Теперь вы вызвали и увидели нормальный световой рефлекс. Чтобы закрепить вашу уверенность, повторите процесс несколько раз и попробуйте на других, чтобы убедиться, что вы знаете, что ищете.
Если вам кажется, что все просто, вы на верном пути. Теперь вы готовы к оценке светового рефлекса у малыша. Возможно вы обнаружите, что оценивать новорожденного труднее, чем взрослого. Помните: вы ищете немедленное и полное сужение зрачка в обеих глазах. Если вы его обнаружите, поставьте оценку «Идеально».
Если в одном из глаз реакция медленная или неполная, поставьте оценку «Функционально». Теперь мы готовы выполнять программу сенсорной стимуляции.
Шаг 1. Стимулирование светового рефлекса. Первым шагом развития зрения малыша будет стимуляция его светового рефлекса. Стимуляция позволит ему достичь следующей зрительной стадии развития намного быстрее. Помните, что мозг развивается через работу, и стимулируя световой рефлекс, мы стимулируем развитие мозга в целом. Это особенно важно делать в первый год, когда скорость роста самая большая. Итак, задача на этом этапе – улучшить или укрепить световой рефлекс.
Для этого мы выполняем такое упражнение (выполнять его нужно в темной комнате): Возьмите малыша на руки или положите на спину так, чтобы ему было удобно, обнимите, поцелуйте, закройте его левый глаз рукой. С расстояния 15-20 см посветите малышу в правый глаз. Наблюдайте за сужением значка. Обычно этого занимает около секунды. Выключите свет и подождите 5 минут.
Теперь нежно закройте правый глаз и посветите в левый. Наблюдайте сужение зрачка. Подождите пять секунд в темноте и повторите вышеупомянутый процесс, чередуя глаза. Желательно произвести 5 стимуляций для каждого глаза в течении минуты. Выполняйте это упражнение 10 раз каждый день. Важно! Вы можете обнаружить, что один раз световой рефлекс у малыша лучше, а другой раз хуже.
Это может привести вас в замешательство, особенно если первый раз он был не идеальным. Не беспокойтесь. Новорожденный малыш непостоянен. Когда он хорошо отдохнул, реакция будет лучше, чем когда он устал или плохо себя чувствует. Продолжайте стимулировать этот рефлекс, и вы увидите, что он становится более устойчивым. Каждый раз, когда вы светите малышу в глаз, говорите громкий ясным голосом «свет».
Так вы обеспечиваете еще и слуховую стимуляцию. После занятий обнимите ребенка и скажите, как сильно вы его любите. Такие занятия нужно проводить около месяца.
Шаг 2. Восприятие очертаний И опять начинаем новый этап с оценки малыша. На данном этапе родители должны оценить способность ребенка различать очертания. Это способность находить местонахождение или следовать взглядом за темным объектом на светлом или ярком фоне. Для этого нам опять нужен будет фонарик. Оценку проводим в темной комнате, чтобы создать хороший контраст между светом и темнотой.
Положите малыша на пол на живот или на колени к папе и выключите свет. На расстоянии 60-90 см от малыша включите фонарик, держите его неподвижно, дайте ребенку определить местонахождение света. Для этого ему может потребоваться несколько секунд.
Соблюдайте режим тишины. Если вы заговорите, он может повернуться на звук вашего голоса, и вы ошибочно решите, что он нашел свет. Когда он определил местонахождение света, похвалите его и дайте немного посмотреть на свет. Затем на несколько секунд выключите фонарик, поменяйте месторасположение и опять включите его.
Еще раз дайте ему несколько секунд, чтобы определить местонахождение света, убедившись, что вы не даете малышу слуховые подсказки относительно вашего местонахождения. Когда он опять определил, где вы находитесь, обнимите ребенка , похвалите, чтобы он знал, что вы знаете ,что он обнаружил местонахождение света. Теперь опять выключите фонарик и поменяйте месторасположением.
Трех возможностей определения вполне достаточно. Если вы будете делать это больше, малыш может устать и просто выключит зрение. Если он может определять местонахождение света постоянно, через несколько часов опять оцените его. Но на этот раз вместо того, чтобы держать фонарик неподвижно, медленно его перемещайте и наблюдайте, может ли он следить за светом.
Это сложнее, поэтому сначала вы не должны начинать перемещать свет, пока не убедитесь, что он может постоянно определять местонахождение света , когда он неподвижен. Задача этой стадии – стимуляция способности видеть очертания предметов, одновременно развивая световой рефлекс. Вам нужно изготовить 2 контрастных поля размером около 75*100 см каждое. Это поле, разделенное на черно-белые квадраты со стороной 25 см.
Гленн Доман рекомендует клеить черные квадраты на белый пенопласт, но вы можете изготовить это поле по своему усмотрению. Состыкуйте 2 поля между собой и направьте на него яркий свет. Эта конструкция должна перемещаться вместе с малышом, куда бы он не направлялся. Если малыш находится в гостиной на полу, пластины должны находится рядом с ним, создавая своеобразный уголок. Шахматная доска создает контраст черного и белого, который он начинает распознавать. Если малыш направляется поспать в свою комнату, поле следует за ним, чтобы он мог смотреть на него до сна или после пробуждения. Очень важно хорошо осветить доску. Второе упражнение этой стадии направлено на отработку возможности распознавания света. Выполняется оно в темной комнате, лучше если малыш будет делать это упражнение с мамой и папой. Один из родителей держит малыша в удобном положении, а другой включает и выключает свет.
Итак, выключите свет, включите фонарик и направьте его на ладонь или другую отражающую поверхность не дальше 18 дюймов от лица малыша. Не светите в глаза ребенку. Этот свет интенсивнее того, что использовался на первом шаге. Подержите неподвижно руку и свет, подождите, пока малыш найдет глазами световое пятно. Вы можете поддержать его, сказав: «Ищи свет». Когда он повернулся к свету, похвалите его. Пусть посмотрит на свет несколько секунд, затем выключите фонарик. Сделайте паузу в две ил три секунды перед тем, как направить свет в другом направлении. Опять выключите фонарик, расположив «зайчик» в полуметре от малыша. Опять скажите: «Ищи свет». Каждый раз, когда малыш находит свет, обязательно похвалите его радостным голосом. В течении минуты проводите столько стимуляций, сколько получается.
Выполняйте это упражнение около 10 раз в день. Обратите внимание! Поначалу малыш может совсем не увидеть освещенную руку, продолжайте занятия. Мы хотим научить его делать это. Не занимайтесь, когда малыш голоден или устал.
Если вам трудно провести 10 занятий, делайте меньше, но регулярно. Вы можете заметить, что один раз малыш хорошо распознает освещенный объект, а другой раз едва-едва. Это типичная реакция ребенка, который только начинает учится распознавать контур предмета. Со временем этот навык закрепится, если вы занимаетесь регулярно. Иногда
возникает желания подвигать освещенный объект, чтобы привлечь внимание. Этого делать не стоит. Движущуюся цель намного тяжелее определить, чем неподвижную. Как только малыш научится устойчиво находить освещенный объект, вы можете начать медленно передвигать его, позволяя ребенку следить за ним глазами.
Продолжение будет опубликовано в самое ближайшее время.